8 сентября (суббота) Narodowe Czytanie – «Przedwiośnie» Stefana Żeromskiego. Всенародное чтение – «Канун весны» Стефана Жеромского.

Stefan_ŻeromskiРОО «Конгресс поляков в СПБ» и МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, Библиотека им. А. С. Грибоедова, Библиотека Национальных Литератур при поддержке Генерального Консульства РП в Санкт-Петербурге
приглашают 8 сентября 2018 года в 16.00
на литературные чтения по адресу Санкт-Петербург, ул. Садовая, дом 33.
В 2018 году для Всенародного чтения в Польше выбрана повесть «Канун весны» Стефана Жеромского.

Книга «Канун весны» была опубликована в 1924 году.
В ней представлена история Цезары Барыки, уроженца Баку, который приехал в возрожденную после разделов и Первой мировой войны Польшу.
Стефан Жеромский описывает судьбу своего героя на фоне самых важных событий времен Второй Речи Посполитой.

***
Желающих лично прочитать отрывок из книги просим обращаться по телефону 8 921 756-33-12. Отв. организатор Лилия Витольдовна Шишко.
В прошлом году в рамках мероприятия поляки читали «Свадьбу» Станислава Выспяньского. Стоит отметить, что в прошлогоднем голосовании повесть «Канун весны» заняла второе место.

О писателе
Информация Родился: 14 октября 1864 г., Стравчин недалеко от Кельц Умер: 20 ноября 1925 г., Варшава Биография Стефан Жеромский (польск. Stefan Żeromski) — польский писатель, драматург, публицист. Родился в обедневшей шляхетской семье. Отец за причастность к восстанию 1863 года был лишён имущества и арендовал фольварк. Жеромский учился в гимназии в Кельцах, где, среди прочих, его учителем был литературный критик Антони Густав Бем. Не получив аттестата зрелости, поступил в Высшее ветеринарное училище в Варшаве. Подвергался заключению за патриотическую деятельность. С 1889 работал частным учителем. В 1880-х начал литературную деятельность. В 1892 выехал в путешествие в Вену, Цюрих, Мюнхен, несколько месяцев провёл в Кракове и Закопане. Вместе с З. Василевским работал помощником библиотекаря в Польском музее в Рапперсвиле (1892—1896). По возвращении был библиотекарем Библиотеки Замойских в Варшаве (1897—1904). Позднее жил литературным трудом. Жил в Закопане, Наленчуве, в 1906 совершил поездку по Италии. В 1908 был арестован. После освобождения до 1912 жил в Париже. Вернувшись в Польшу, жил в Закопане и Кракове. С началом Первой мировой войны вступил в легионы Пилсудского, но вскоре их оставил. В декабре 1914 вместе с Яном Каспровичем основал в Закопане тайную политическую организацию, пропагандировавшую идею объединения всех польских земель. После войны жил в Варшаве и в Констанцине под Варшавой. Принимал участие в различных политических, общественных, культурных кампаниях, был инициатором создания Академии литературы, основателем Польского литературного клуба (Polski Klub Literacki, отделение Пен-клуба). В Швейцарии в 1895 опубликовал под псевдонимом Мауриций Зых (Maurycy Zych) сборник рассказов Расклюет нас воронье , рисующих мрачную картину жизни Польши после неудавшегося восстания 1863. В первой повести Жеромского Сизифов труд рассказывается о попытках сломить независимый дух польской молодежи. В последующих произведениях Жеромского национально-освободительные мотивы переплетаются с общественно-политическими. Центральная тема романа Бездомные – социальная несправедливость. Наиболее известный роман Жеромского, Пепел – эпическая панорама жизни поляков в период наполеоновских войн. Этические и социальные проблемы современности поднимаются в романе История греха и в трилогии Борьба с сатаной. Атмосфера подавленности, которой пронизана большая часть романов Жеромского, заметно рассеивается в произведениях, написанных после обретения Польшей независимости в 1918. Однако в его последнем романе, Канун весны, ощущается глубокая тревога за будущее нации; Жеромский предсказывает, что пока новая Польша не ступит на путь радикальных социальных реформ, нетерпеливая молодежь легко может пасть жертвой чужеземных экстремистов. Жеромский опубликовал много пьес, но успехом пользовалась лишь одна – комедия Улетела от меня перепелочка.

Библиография 1895 г. – сборник “Рассказы” („Opowiadania“)
1895 г. – сборник «Расклюёт нас вороньё» („Rozdziobią nas kruki, wrony“)
1897 г. – повесть «Сизифов труд» („Syzyfowe prace“)
1897 г. – повесть «Луч» („Promień“) 1898 г. – «Прозаические произведения» („Utwory powieściowe“) 1900 г. – роман «Бездомные» („Ludzie bezdomni“)
1902 – 1903 гг. – роман «Пепел» („Popioły“)
1905 [1908] г. – “Дума о гетмане” (Duma o hetmanie)
1908 г. – роман «История греха» („Dzieje grzechu“)
1909 г. – драма «Роза» („Róża“)
1910 г. – историческая драма «Сулковский» („Sułkowski“).
1912 г. – «Краса жизни» („Uroda życia“)
1912 г. – роман «Верная река» („Wierna rzeka“)
1916 – 1919 гг. – трилогия «Борьба с сатаной» („Walka z szatanem“): (“Обращение Иуды”,
1916; “Метель”, 1916; “Charitas”, 1919)
1924 г. – роман «Канун весны» („Przedwiośnie“)
1924 г. – комедия «Улетела от меня перепелочка» („Uciekła mi przepióreczka“)
В 1924 выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, которую, однако, получил Владислав Реймонт.
В 1925 получил государственную литературную премию за роман «Ветер с моря» („Wiatr od morza“).
Экранизации: Роман «Пепел» экранизирован в одноимённом фильме кинорежиссёром Анджеем Вайдой в 1965 году.

Подробнее на livelib.ru

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Д. Б. Смирнова
В статье рассматривается образ революции 1917 г. в соотношении с гамлетовским типом героя в романе Стефана Жеромского «Канун весны». Актуальность исследования связана со значимостью этого исторического события для Польши и с его образом в национальной литературе, а новизна – с отсутствием работ об этом романе в современной России. Проблематика революции в «Кануне весны» позволила Жеромскому рассмотреть в новом ракурсе особый гамлетовский тип героя, который писатель последовательно воплощал в своём более раннем творчестве, включая уже рассмотренные нами роман «Бездомные» и повесть «Верная река». Среди произведений польского писателя роман «Канун весны» выделяется тем, что в нём автор проводит психологический анализ интеллигентского сознания в тесной связи с гамлетовским началом образа главного героя. В романе делается вывод о двух уровнях в исследуемом нами романе: актуально-публицистическом, связанном с решением проблемы русско-польских отношений после революции 1917 г., и «металитературном», сводящемся к функционированию «вечного образа» Гамлета в современном читателю политическом романе.

Польский взгляд на проблему интеллигенции и революции в романе С. Жеромского «Канун весны»